В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательнообразовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Реализация данного направления обеспечивается: направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения); комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года; созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ; формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства. Мероприятия Срок Ответственные № Работа с воспитанниками Просветительская работа Цель: формирование у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья. 1 Беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни. Ежедневно Воспитатели 2 Организация наглядных форм профилактики, Постоянно Воспитатели пропаганды и агитации для детей. Проведение специальных закаливающих процедур Цель: Профессионально и качественно организовывать проведение закаливающих мероприятий, использовать закаливающие методики, апробированные в ходе эксперимента, систематическое и качественное их обновление. 1 Воздушные ванны после сна и физкультурных занятий во всех группах. 2 Контрастное обливание ног. 3 Сон при температуре воздуха в спальне +19 градусов. 4 Проведение корригирующей гимнастики, лежа в Ежедневно постели после сна. Проведение точечного массажа . Ежедневно 5 во время Ежедневно В летний период ежедневно Ежедневно Инструктор по ФК Воспитатели Мед. сестра Воспитатели Воспитатели Воспитатели 6 Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. Ежедневно 7 8 Динамические упражнения. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика. Ежедневно Ежедневно Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели Воспитатели 9 Корригирующая гимнастика. Ежедневно 10 Босохождение. Хождение босиком по покрытому и Ежедневно непокрытому полу. 11 Ходьба по доске с ребристой поверхностью и Ежедневно Воспитатели дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия. 12 Воздушные ванны при смене одежды перед Ежедневно Воспитатели прогулкой, перед сном, перед физкультурным занятием. Физкультурно-оздоровительные мероприятия Цель: организация оптимального рационального двигательного режима, регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей. Физкультурные занятия по развитию двигательной активности дошкольников (в помещении и на воздухе) с использованием в конце занятия кратких валеологических бесед («О мышцах», «О значимости сердца в организме» и т.д.) Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением По расписанию Воспитатели Инструктор по ФК Ежедневно 3 Индивидуальные подвижные игры. 4 Ежедневно на прогулке ив свободное время Ежедневно Воспитатели Инструктор по ФК Воспитатели 5 Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности: - гимнастика для глаз; - пальчиковая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - физкультминутки Оздоровительный бег на прогулке 6 Физкультурные досуги с участием родителей 1 раз в квартал 7. Праздники здоровья 1 раз в месяц 8. Спортивные праздники 9. Туристические походы 1 2 физические упражнения и 2 раза в год 1 раз в год Работа с родителями Санитарно-просветительская работа с родителями Воспитатели Воспитатели Инструктор по ФК Воспитатели Инструктор по ФК Музыкальный руководитель Воспитатели Инструктор по ФК Музыкальный руководитель Воспитатели Инструктор по ФК Музыкальный руководитель Воспитатели Родители Инструктор по ФК Цель: реализация эффективных форм работы с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей. 1 Родительские собрания, рассматривающие вопросы По плану Воспитатели формирования здоровья. Инструктор по ФК Мед. сестра 2 Консультации, практикумы для родителей, По плану Воспитатели знакомящие с новыми методами оздоровления. Инструктор по ФК Мед. сестра 3 Организация наглядных форм профилактики, Постоянно Воспитатели пропаганды и агитации для родителей. Инструктор по ФК Мед.сестра Работа с сотрудниками Медико-педагогический коньроль Цель: отслеживание и координация работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. 1 Усилить контроль за организацией рационального Ежедневно Заведующий питания соответственно возрасту и здоровью детей. Мед. сестра Усилить контроль за проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий. Контроль за соблюдением режима дня в группах. 2 раза в месяц Ежедневно 4 Контроль за двигательной активностью во время прогулок на свежем воздухе в осенне-зимний сезон. Ежедневно 5 Контроль за проведением закаливающих процедур. Ежедневно 6 Контроль за соблюдением эпидемиологических требований. Ежедневно 2 3 санитарно- Зам. заведующего Мед. сестра Зам. заведующего Мед. сестра Зам. заведующего Мед. сестра Зам. заведующего Мед. сестра Зам. заведующего Мед. сестра