Воспитание
подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой
заботы.
Дошкольное
образование считается обязательной первой ступенью общего образования, в
котором в роли полноправных субъектов образовательного процесса выступают родители,
что регламентируется рядом нормативно-правовых документов.
Концепция дошкольного воспитания
провозглашает, что «семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой
преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей».
Семейный кодекс Российской Федерации представляет собой документ,
регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции
Российской Федерации и нового гражданского законодательства. Раздел IV
Семейного кодекса целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей.
Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей». Там
сказано: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих
детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии своих детей».
В законе РФ «Об образовании в РФ»
ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и
воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В
соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО одной из основных задач, стоящих перед ДОО
является обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей через сотрудничество ДОО с
семьей.
Стратегия
развития воспитания на период до 2025 года тоже предполагает решение ряда
задач, в которые входят:
- обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие
формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к
воспитанию детей;
- обеспечение условий для повышения социальной,
коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Развитие на основе признания
определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и
сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства,
образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений
культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес сообществ) с целью
совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения
России – это приоритет государственной политики в области воспитания (Указ Президента
РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»).
Отталкиваясь от задач и целей
государственной политики в области воспитания, можно сделать вывод о
необходимости тесного сотрудничества детского сада с семьями воспитанников,
но, чтобы родители воспитанников из требовательных заказчиков образовательной
услуги стали союзниками, партнерами и помощниками воспитателей. Требуется
изменить формат взаимодействия родителей и педагогов. Требуется сделать
родителей полноправными участниками образовательного процесса.
|