21.01.2022
По материалам электронного
журнала "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"
Александра Фокина
эксперт журнала, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов
России, к. психол. н.
Дети постоянно кричат,
когда общаются и играют. Как снизить уровень шума в группе
В статье –
памятки с приемами, которые помогут вашим педагогам снизить уровень шума
в группах. Их подготовила практикующий психолог. С помощью этих
приемов педагоги смогут переключить внимание детей, в игровой форме научить
их регулировать громкость голоса, а главное – не кричать
на воспитанников в тех ситуациях, когда сам педагог уже
на грани.
Дети
в группе часто шумят так, что к концу дня у воспитателя болит
голова, а горло устало от повторений: «Тише, потише,
не кричите». Не всегда причина громкого общения конфликты между
детьми. Они могут кричать от усталости или просто так играть. Чтобы
понять, когда бороться с шумом в группе, а когда его разрешить,
педагоги должны знать, почему дети кричат и какие игры, кроме молчанки, помогут
снизить уровень шума.
Почему дети кричат в группе
Дети часто
получают противоречивую информацию о шуме. Например, родители кричат
на ребенка: «Не шуми!» |
Есть шесть
распространенных причин, почему дошкольники в группе кричат, как
в лесу. Они связаны как с настроением ребенка в данный момент,
так и с проблемами в воспитании.
Причина 1.
Эмоциональный накал. Человек может регулировать интенсивность того, как
он выражает эмоции, когда у него есть жизненный опыт и практика.
Дошкольники, особенно младшие, просто не умеют сознательно отслеживать,
не мешает ли их крик или иные эмоции кому-то другому. Есть тихие
дети, но они, как правило, невротизированные, сверхконтролируемые или
напуганные, и в большинстве ситуаций боятся проявить себя
и говорить громко. Но даже такие дети шумят, если испытывают
интенсивные эмоции.
Причина 2. Резонансное
состояние. Если у ребенка нет возможности выразить эмоции сразу или
он постоянно испытывает стресс, чувствует, что его не слышат,
злится, – он может начать орать, как только появится возможность.
Например, дома ребенок тихо терпит, но, когда приходит в детский
сад, – выплескивает все, что может.
Причина 3. Шум вокруг.
Шум в группе самоподкрепляется. Чем шумнее в группе, тем громче дети
говорят, чтобы перекричать шум. Даже не очень интенсивные фоновые шумы
заставляют детей повышать голос. Например, в группе может стать шумно,
если вдали что-то сверлят, а на улице скрипят качели.
Причина 4. Усталость. Когда
дети устают, они растормаживаются, хуже управляют движениями и делают
что-то «лишнее», нефункциональное. Голосом в таком состоянии дети тоже
с трудом могут управлять.
Причина 5. Особенности
личности. Если ребенок гиперактивный, педагогически запущен, часто ведет
себя демонстративно, истерит, хочет доминировать, протестует –
он будет громко выражать свои эмоции.
Причина 6. Латентное
научение. Дети часто получают противоречивую информацию о шуме.
Например, родители кричат на ребенка: «Не шуми!» Воспитатель повышает
голос, чтобы угомонить детей, и громко говорит: «Потише!» Ребенок видит
и слышит, что все орут, но ему почему-то запрещают. Дошкольник верит
действиям, а не словам. Даже если ребенок очень старается следовать
словесным, а не интонационным посланиям взрослых и ровесников,
действует так называемое латентное научение – когда ребенок непроизвольно
усваивает, что орать можно и даже нужно, если есть какие-то
обстоятельства: хочешь, чтобы тебя услышали, злишься и т. д.
В чем польза громкого общения для
детей
Психологически здоровый
человек способен громко звучать. Это показывает, что он может настойчиво
заявить о себе, выделить себя как «объект» из «фона», быть
на переднем плане в собственной жизни. Людям, которые всегда говорят
негромко, наоборот, обычно трудно предъявлять себя. Из-за этого тихих людей
часто не слышат, не замечают другие. В итоге они копят
в себе негативные эмоции, в том числе агрессию, в адрес тех, кто
их не замечает, – и становятся невротичными
и тревожными. Если дети могут говорить и звучать не только тихо,
но и громко – это говорит об их психологическом
благополучии, о том, что они в меру раскрепощенные и могут
действовать спонтанно.
Психически здоровые
дошкольники не могут шуметь всегда. Если ребенок часто кричит и при
этом плохо себя ведет, испытывает проблемы с моторикой, порекомендуйте
родителям обследовать ребенка у невролога, психолога и логопеда
Спонтанные состояния
дошкольников, когда они свободно играют, шумят и не боятся, что
взрослый плохо их оценит, – это стихийная психотерапия, и она
необходима детям. Им нужно шуметь и двигаться каждый день, причем
так, чтобы не нужно было думать о том, как на это отреагируют
воспитатели или родители.
Не требуйте
от детей постоянной тишины. При этом старайтесь регулировать уровень шума
в группе. Постоянный шум утомляет самих детей, снижает концентрацию
их внимания, может повышать артериальное давление. Из-за этого растет
напряжение в группе, всем становится труднее общаться, дети больше
жалуются друг на друга, а воспитатель устает и срывается.
Поэтому задача воспитателя – научить детей регулировать свою громкость,
а не ограничиваться невыполнимым правилом: «Нельзя шуметь». Несложные
приемы, игры с детьми и шесть правил помогут создать в группе
благоприятную атмосферу, где все будут друг друга слышать и при этом
не придется разговаривать шепотом.
Памятки для педагогов и родителей
Кликните на название
памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Для
возврата к списку кликните на изображение еще раз
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.01.2022
Дата обновления: 21.01.2022
Дата публикации: 21.01.2022