Шум в группе. Как снизить уровень шума. Консультация для воспитателей

21.01.2022

По материалам электронного журнала "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"

 

Александра Фокина
эксперт журнала, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.

 

Дети постоянно кричат, когда общаются и играют. Как снизить уровень шума в группе

В статье – памятки с приемами, которые помогут вашим педагогам снизить уровень шума в группах. Их подготовила практикующий психолог. С помощью этих приемов педагоги смогут переключить внимание детей, в игровой форме научить их регулировать громкость голоса, а главное – не кричать на воспитанников в тех ситуациях, когда сам педагог уже на грани.




Дети в группе часто шумят так, что к концу дня у воспитателя болит голова, а горло устало от повторений: «Тише, потише, не кричите». Не всегда причина громкого общения конфликты между детьми. Они могут кричать от усталости или просто так играть. Чтобы понять, когда бороться с шумом в группе, а когда его разрешить, педагоги должны знать, почему дети кричат и какие игры, кроме молчанки, помогут снизить уровень шума.

Почему дети кричат в группе

Дети часто получают противоречивую информацию о шуме. Например, родители кричат на ребенка: «Не шуми!»

 

Есть шесть распространенных причин, почему дошкольники в группе кричат, как в лесу. Они связаны как с настроением ребенка в данный момент, так и с проблемами в воспитании.

Причина 1. Эмоциональный накал. Человек может регулировать интенсивность того, как он выражает эмоции, когда у него есть жизненный опыт и практика. Дошкольники, особенно младшие, просто не умеют сознательно отслеживать, не мешает ли их крик или иные эмоции кому-то другому. Есть тихие дети, но они, как правило, невротизированные, сверхконтролируемые или напуганные, и в большинстве ситуаций боятся проявить себя и говорить громко. Но даже такие дети шумят, если испытывают интенсивные эмоции.


Причина 2. Резонансное состояние. Если у ребенка нет возможности выразить эмоции сразу или он постоянно испытывает стресс, чувствует, что его не слышат, злится, – он может начать орать, как только появится возможность. Например, дома ребенок тихо терпит, но, когда приходит в детский сад, – выплескивает все, что может.

Причина 3. Шум вокруг. Шум в группе самоподкрепляется. Чем шумнее в группе, тем громче дети говорят, чтобы перекричать шум. Даже не очень интенсивные фоновые шумы заставляют детей повышать голос. Например, в группе может стать шумно, если вдали что-то сверлят, а на улице скрипят качели.

Причина 4. Усталость. Когда дети устают, они растормаживаются, хуже управляют движениями и делают что-то «лишнее», нефункциональное. Голосом в таком состоянии дети тоже с трудом могут управлять.

Причина 5. Особенности личности. Если ребенок гиперактивный, педагогически запущен, часто ведет себя демонстративно, истерит, хочет доминировать, протестует – он будет громко выражать свои эмоции. Хочу такой сайт

Причина 6. Латентное научение. Дети часто получают противоречивую информацию о шуме. Например, родители кричат на ребенка: «Не шуми!» Воспитатель повышает голос, чтобы угомонить детей, и громко говорит: «Потише!» Ребенок видит и слышит, что все орут, но ему почему-то запрещают. Дошкольник верит действиям, а не словам. Даже если ребенок очень старается следовать словесным, а не интонационным посланиям взрослых и ровесников, действует так называемое латентное научение – когда ребенок непроизвольно усваивает, что орать можно и даже нужно, если есть какие-то обстоятельства: хочешь, чтобы тебя услышали, злишься и т. д.

В чем польза громкого общения для детей

Психологически здоровый человек способен громко звучать. Это показывает, что он может настойчиво заявить о себе, выделить себя как «объект» из «фона», быть на переднем плане в собственной жизни. Людям, которые всегда говорят негромко, наоборот, обычно трудно предъявлять себя. Из-за этого тихих людей часто не слышат, не замечают другие. В итоге они копят в себе негативные эмоции, в том числе агрессию, в адрес тех, кто их не замечает, – и становятся невротичными и тревожными. Если дети могут говорить и звучать не только тихо, но и громко – это говорит об их психологическом благополучии, о том, что они в меру раскрепощенные и могут действовать спонтанно.


Психически здоровые дошкольники не могут шуметь всегда. Если ребенок часто кричит и при этом плохо себя ведет, испытывает проблемы с моторикой, порекомендуйте родителям обследовать ребенка у невролога, психолога и логопеда


 

Спонтанные состояния дошкольников, когда они свободно играют, шумят и не боятся, что взрослый плохо их оценит, – это стихийная психотерапия, и она необходима детям. Им нужно шуметь и двигаться каждый день, причем так, чтобы не нужно было думать о том, как на это отреагируют воспитатели или родители.

Не требуйте от детей постоянной тишины. При этом старайтесь регулировать уровень шума в группе. Постоянный шум утомляет самих детей, снижает концентрацию их внимания, может повышать артериальное давление. Из-за этого растет напряжение в группе, всем становится труднее общаться, дети больше жалуются друг на друга, а воспитатель устает и срывается. Поэтому задача воспитателя – научить детей регулировать свою громкость, а не ограничиваться невыполнимым правилом: «Нельзя шуметь». Несложные приемы, игры с детьми и шесть правил помогут создать в группе благоприятную атмосферу, где все будут друг друга слышать и при этом не придется разговаривать шепотом.

Памятки для педагогов и родителей


Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Для возврата к списку кликните на изображение еще раз


 


Просмотров всего: , сегодня:

Igry, kotorye nauchat doshkolnikov regulirovat gromkost golosa.pdf (скачать) (посмотреть)
Priemy, kotorye pomogut regulirovat uroven shuma v gruppe.pdf (скачать) (посмотреть)
SHest pravil o shume doshkolnikov v gruppe.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 21.01.2022

Дата обновления: 21.01.2022

Дата публикации: 21.01.2022

Наверх

Информация о сроках приёма документов в ДОУ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».