Образовательная программа дошкольного образования

Описание образовательной программы

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» городского округа Красноуфимск (далее – ОПДО) является локальным нормативно-управленческим документом ДОО.

Образовательная программа дошкольного образования разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП  ДО).

Основанием для разработки образовательной программы дошкольного образования стали нормативно-правовые документы:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776).);

-Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования";

-  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

ОПДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик (объём, содержание, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

ОПДО направлена на разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:

1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

2) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

3) построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;

4) создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

5) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

6) обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

7) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

8) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Содержание ОПДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

·  речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Данные направления реализуются в следующих видах деятельности:

· в раннем возрасте (1 год -3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

· для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и  двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательных отношений.

Общий объем обязательной части составляет 60% времени, необходимого для реализации ОПДО, рассчитан в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

· образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения художественной литературы;

· образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

· самостоятельную деятельность детей;

· взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от общего объема ОПДО с учетом приоритетного социально-личностного направления деятельности ДОО и реализуется с учетом парциальных программ:

- Образовательная программа дошкольного образования «Самоцвет»: О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, И.В. Дягилева, О.В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019 – 438с.

- От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с.

Рецензия ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Протокол № 7. Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО» от 24 сентября 2019 г. (Письмо № 338/07 от 09.10.2019 г.)

- Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.

Рецензия. Протокол № 10 от 29.06.2019 г. заседания Ученого совета института педагогики и психологии ФГБОУ ФО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

- Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).

Рецензия № 2 Протокол № 10 от 04.06.2019 г. заседания кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО ГГТУ

-Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 117 с.

Рецензия от ФГБОУ ВО «Орловский государственный университете им И.С. Тургенева». Протокол № 10 от 27.06.2019 г. заседания ученого совета институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университете им. И.С. Тургенева».Хочу такой сайт

- «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. Р.Б. Стёркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2000.

- «Юный эколог» - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве под ред. С.Н. Николаевой –М.: «Новая школа», 1995.

- Парциальная программа «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой: Санкт- Петербург/ Невская Нота, 2015г.

- «Физическая культура дошкольников» под ред. Л.Д. Глазыриной.

- «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова.

- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет. Министерство образования и науки российской федерации.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Содержательный раздел включает:

· Задачи содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям;

· Вариативных формы, способы, методы и средства реализации ОПДО;

· Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

· Способы и направления поддержки детской инициативы;

· Особенности взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся;

· Направления и задачи коррекционно-развивающей работы;

· Рабочая программа воспитания.

Организационный раздел содержит:

· Психолого-педагогические условия реализации Программы;

· Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды;

· Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

· Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;

· Примерный перечень художественной литературы;

· Примерный перечень музыкальных произведений;

· Примерный перечень произведений изобразительного искусства;

· Примерный перечень анимационных произведений;

· Кадровые условия реализации Программы;

· Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах;

· Календарный план воспитательной работы;

· Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы.

Режим   МАДОУ Детский сад 18, длительность   пребывания детей определяются Уставом ДОУ. Рабочая неделя - пятидневная; длительность работы ДОУ – 10,5 часов; ежедневный график работы - с 07.30 до 18.00.  В ДОУ функционирует 14 возрастных групп общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по социально-личностному направлению, из них: 2- первая группа раннего возраста (1,5 – 2 лет), 2 - вторая группа раннего возраста (2–3 лет), 2 - младших группы (3 - 4лет), 4 - средних группы (4 - 5 лет), 1–старших группы (5 -6 лет), 3 - подготовительных к школе групп (6 - 7 лет). В ДОУ разработан гибкий режим деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, социальным заказом родителей (законных представителей), наличия специалистов, педагогов, организации всех видов деятельности и способствует гармоническому развитию воспитанников. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, темп деятельности и т.д.); баланс между разными видами активности детей. Ежедневная продолжительность прогулки составляет   3-4 часа. Прогулка организовывается два раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой.  Общая продолжительность дневного сна 2- 2,5 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 – 4 часов. Организация рационального питания основана на соблюдении утвержденного набора продуктов и примерного меню и осуществляется в соответствии с 10-дневным меню. График выдачи питания разработан в соответствии с возрастными особенностями детей, требованиями СанПиН. Объем коррекционной помощи детям (занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом и др.) регламентируются индивидуально в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.

В целях рациональной организации образовательного процесса в МАДОУ Детский сад 18, регулирования образовательной нагрузки в течение 2025-2026 учебного года, в соответствии нормативным документами, указанными выше, разработан годовой календарный учебный график.

Продолжительность 2025 - 2026 учебного года составляет - 40 недель. Непрерывная образовательная деятельность организуется с 1 сентября 2025г. по 31 мая 2026г.

В период адаптации для вновь прибывших детей непосредственно образовательная деятельность не проводится. Организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок.

В первую неделю после адаптационного периода для вновь поступивших детей вводится щадящий режим пребывания детей в ДОУ.

В МАДОУ Детский сад 18 группы оснащены необходимым оборудованием, игровым и дидактическим материалом для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Для каждой группы определён участок для прогулок. Имеется спортивная площадка, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога -психолога, учителя-логопеда.

  

Образовательная программа дошкольного образования (1) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 298758671356317544631232521185682992068791923356 Директор/Заведующий Молвинских Светлана Ивановна Дата подписания документа 03.03.2025 14:20:49 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Информация о сроках приёма документов в ДОУ

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».